На главную страницу Хроника и события

"Караимы: кто они?"

     Лекция на такую тему была организована и прошла 5 марта 2007г в еврейском Центре, что на Марьиной Роще в Москве. А само объявление выглядело так:
     Московский еврейский общинный центр
     приглашает всех желающих в
     клуб любителей еврейской истории
     на лекцию…
     …а дальше пояснялось, что доктор Александр Локшин расскажет об одной из самых загадочных еврейских общин мира (курсив мой).
     Меня, официального представителя караимского народа в Европейском федеративном союзе национальных меньшинств (ФСЕНМ), не могла не заинтриговать как сама постановка вопроса лекции, так особенно формулировка темы лекции, представленная в анонсе.
     Что же, прежде всего, сразу бросалось в глаза человеку, посвящённому в некоторые тонкости проблем действительно загадочного народа мира, который находится в настоящее время на грани исчезновения? Во-первых, это то, что караимов назвали не народом, а общиной. А во-вторых, еврейской общиной. И то и другое любой караим, живущий на европейском пространстве, воспринимает, как пощёчину. А тут тебе сразу двойная пощёчина. Не удивительно поэтому, что именно караимы Европы стали со временем наиболее последовательными антисемитами. Меня это сначала удивляло, когда я впервые познакомился с настоящими караимами в Крыму. Ведь для крымских аборигенов (а караимы являются одними из аборигенов Крыма) вообще не свойственна национальная нетерпимость. Но потом пришлось смириться с этим фактом, потому что евреи действительно упорно не видят в караимах Европы самостоятельного народа, настойчиво внушая тем, что они являются лишь частью еврейского народа. Я, как истый крымский татарин, то есть тоже абориген Крыма, являюсь генетическим противником любой национальной фобии, и антисемитизма, в частности. Поэтому решил выяснить причину столь нетипичной для аборигенов Крыма ксенофобии. Ведь само формирование крымскотатарской нации, состоящей из тридцати этносов, предполагало изначальную толерантность и веротерпимость ко всем многочисленным народам, которые буквально наводняли Крым на протяжении всей его истории. Именно эта толерантность позволила, в конце концов, сплотить из этих разных по характеру и темпераменту племён и осколков далёких по ментальности народов монолитную нацию, выдержавшую суровое испытание не только временем, но и жесточайшим геноцидом. Так что антисемитизм караимов - это не естественное свойство крымских аборигенов. Нет, многовековая жизнь в Крыму такого свойства выработать не могла. Скорее, это следствие назойливой еврейской пропаганды, в основе которой лежат чисто политические интересы, но никак не историческая достоверность. Караимы сначала на эту пропаганду отвечали научными доводами, привлекая даже антропологов в доказательство своей этнической самостоятельности и независимости от еврейского народа. Но демонстративное пренебрежение со стороны евреев всех приводимых доводов вызвало, в конце концов, у караимов ответную реакцию в виде открытого антисемитизма.
     Поэтому, идя на лекцию, я был готов к жарким дискуссиям на тему: народ караимы или не народ, и имеет ли он какое-либо отношение к евреям. Позиции на эти вопросы у каримов и евреев прямо противоположные. Лично сам я, как этнолог и нациолог вообще, а в проблемах этносов Крыма, в частности, имею вполне профессиональное представление на этот счёт. Но мне хотелось узнать альтернативное мнение, услышанное из уст сторонников еврейской позиции, чтобы потом внести ясность в эту перманентную дискуссию. По-моему, сейчас люди уже достаточно грамотны и просвещённы, чтобы прийти, наконец, к общему знаменателю.
     Я ожидал дискуссии, и она случилась. Лектор довольно подробно рассказал о вероучениях караимов, отметив скрупулёзно различия с еврейским вероучением. Но в конце лекции, на которую явилось около 60-70 человек - а почти 90 % из них были евреи, - действительно разгорелись темпераментные споры. Караимов было всего человек 6-7, не более. И среди них не оказалось ни одного профессионального оппонента. Тем не менее, я дал им возможность высказаться, до поры до времени, не обнаруживая себя как полномочного представителя караимского национального меньшинства. Но силы были неравные, потому что караимы из-за недостаточной компетенции оперировали в основном эмоциональными, а не научными доводами. Тогда попросил слова и я.
     Содержание этого выступления (конечно, не дословное) я привожу здесь. Как я понял по реакции аудитории, моим сообщением оказались удовлетворёнными обе стороны, потому что страсти в результате улеглись. Сам докладчик в заключительном слове сказал, что не ожидал такой бурной реакции на свою лекцию, но поблагодарил всех выступивших за конструктивную критику, в результате которой сам узнал много нового в озвученной им проблеме.
     Не знаю, насколько искренним было признание Александра Локшина, но внешне дискуссия протекала очень цивилизованно и толерантно. Ни одна из противоборствующих сторон не позволила себе даже намёка на неуважительное отношение друг к другу. И выступавшие и зрители-слушатели преследовали только одну цель - понять друг друга. И это, кажется, всем удалось.
     А теперь перейдём к существу вопроса.
     Караизм (от слова кара, что означает "читать", в смысле, читать Священное Писание) возник действительно в недрах иудейской религии. И первыми проповедниками этого новой религии тоже были евреи-антиталмудисты. Но из этого совсем не следует, что караизм - есть часть иудаизма, а караимы - иудеи, то есть евреи. Если следовать этой логике, то тогда надо заявить, что христианство - тоже часть иудаизма, а все христиане, как и Христос, все поголовно евреи. Но это же не так! Тогда уж и мусульман надо приобщить к евреям. Ведь у всех у них один корень. Все признают Священное Писание и единого Бога. Но, отпочковавшись от иудаизма, и христианство, и мусульманство, и караизм стали самостоятельными религиями, обретя своих последователей далеко за пределами Иудеи. Безусловно, в самой Иудее, в среде евреев караимы были евреями, равно, как и первые христиане во главе с Иисусом Христом. Но проповедники и миссионеры караизма уже в 1Х веке оказались на берегах Итиля и в Крыму, то есть в обширной Хазарии. А там евреев не было. В Прикаспии обитали тюрки - хазары и половцы, а в Крыму - полтора десятка этносов-европеоидов, говорящих на тюркских наречиях: тавры, киммерийцы, скифы, сармато-аланы, готы, эллины, римляне, фракийцы, византийцы, меоты, чёрные болгары и ещё целый ряд племён и народов, многие из которых были язычниками, являвшиеся вожделенным объектом внимания миссионеров с юга.
     Доподлинно известно, что ученик Анана ибн Дауда (Бен Давида) и адепт караизма Исаак Сангари более 20 лет вплоть до своей смерти прожил в Крыму, обратив в свою веру вместе со своими миссионерами десятки тысяч крымцев (в том числе и самого кагана Хазарского каганата Булана вместе с его приближёнными). Естественно, новообращённые караимы были не евреями. Откуда им там было взяться? Но объединённые в единую религию, этносы и племена Крыма стали называть себя караимами. Именно так в Крыму появились крымские караимы. Говорили они, как и большинство крымцев, на тюркских наречиях. И поначалу это был не единый народ, поголовно вступивший в новую религию. Совсем нет. Миссионеры караизма вербовали в Крыму в свои ряды не только язычников, но и христиан, поскольку в Крыму в те времена находили приют самые разные толки христианства (и ессеи, и несториане, и иконоборцы, и православные, и католики и т.д. и т.п.). А караизм очень близок был именно к христианству, особенно к вероучениям ессеев. Поэтому переход из одной из ветвей христианства в караизм не требовал принципиальных отречений. Это расценивалось как переход в новый толк привычного вероучения. И только. Вот почему среди первых караимов были как бывшие язычники, так и бывшие христиане.
     Из бывших язычников совершенно определённо можно назвать, например, потомков племени-народа кырков, которые обосновались в горах Крыма в районе современного Бахчисарая задолго до прихода в эти места татаро-монгол. Место, где воздвигнут был впоследствии город Чуфт-Кале, называлось Кырк-ерь, что в переводе с тюркского означает "земля кырков". А о том, что до обращения их в караизм они были язычниками, говорит сохранившееся до наших дней их поклонение священным дубам. До сих пор это место называется Балта тиймез, что означает "топор не коснётся". Ритуал поклонения священным дубам соблюдается и до сегодняшних дней.
     Однако такого ритуала нет, и не было у караимов, живших в районе древнего города Мангуп-Кале, столице готского государства (княжества Феодоро). А объясняется всё просто: тамошние караимы вербовались из местных готов, исповедовавших до этого христианство.
     Таким образом, крымские караимы - это народ, сформировавшийся из разных этносов Крыма, благодаря приобщению к религии караизма. А после приобщения к новой религии это сообщество этносов изолировалось от всех остальных крымских этносов, продолжая жить уже по своим новым законам, запрещавшим всем караимам вступать в браки с представителями других конфессий. Так что с 1Х века караимы уже фигурировали на исторической арене как самостоятельный народ с вполне определённым этническим характером и лицом, ничего общего не имеющим с далёким еврейским народом.
     Теперь остаётся второй вопрос: почему же до сих пор караимов упорно называют евреями, и откуда всё это пошло. Думаю, чтобы выяснить причину этой несуразности, надо просто вспомнить историю возникновения и распространения караизма в тюркоязычной Хазарии.
     Как известно, Анан бен Давид (или ибн Дауд), который по праву считается родоначальником караимского вероучения, родился и жил в YШ веке в Басре, что на юге арабского Ирака. Историки заявляют, что Анан был иудеем. Но он стал реформатором иудаизма, организовав антитолмудистское движение, что, в конце концов, привело к созданию новой религии. Его можно было бы справедливо назвать караимским пророком по примеру Иисуса Христа и Магомета. Но он по природе видимо был чрезвычайно скромным человеком и упорно отказывался именовать себя таковым, хотя и написал книгу "Свод узаконений", где выступил как основатель законов караимской религии.
     Анана, надо заметить, не постигла участь Христа - за диссиденство иудеи не распяли его на кресте, потому что Анан жил в арабском халифате под прикрытием мусульман. Но своим мусульмане его, тем не менее, не считали. Поэтому караимские храмы, где стали совершать свои службы караимы, мусульмане называли канисами (по-караимски кенасы), что в переводе с арабского означает - "немусульманские соборы".
     Однако именно мусульмане обозвали караимов разновидностью еврейской веры. Это вполне естественно, учитывая логику невежды: раз ты не мусульманин, значит неверный, а поскольку вышел из иудеев, то далеко от них не ушёл. Слово караим ни о чём им не говорило, а иудей - гораздо понятнее. Тем более что первые караимы действительно были этническими евреями. Так от мусульман и пошла молва о караимах как о еврейских отпрысках. Но закрепилось это определение в процессе освоения караимскими и мусульманскими проповедниками обширной Хазарии.
     Мусульмане насаждали свою религию через военную экспансию. На западе они так дошли до Испании, а на востоке до Китая. Что же касается распространения на север, то здесь мешала Византия и Кавказские горы. Оставался узкий проход по берегу Хазарского моря (Каспия). Но в 8 веке Хазарский каганат был сильным государством, и единственный проход на север держал так крепко, что все вторжения арабов с попыткой покорить хазар неизменно заканчивались полным поражением арабов.
     У караимов для распространения своей религии такой военной мощи, как у мусульман, не было. Поэтому они пошли другим путём, через торговые дороги.
     Используя торговые сношения, караимские миссионеры легко проникли в Хазарию и внедрили там свою религию, опередив, таким образом, намного мусульман. Этот прецедент с хазарами, когда караимы хитро обошли мусульман, добившись караимизации даже верхушки хазарского общества без применения силы, очень сильно раздосадовал мусульман, за что они в отместку уже громогласно стали караимов называть евреями (метод-то был использован чисто еврейский), что и закрепилось в анналах истории.
     Однако предводитель караимских миссионеров Исаак Сангари, хоть и был по рождению евреем, но в Хазарии он захоронен на караимском кладбище, а не на иудейском. И этим сказано всё.
     …После всего изложенного остаётся последнее: почему же современные евреи прямо мёртвой хваткой ухватились за этот миф, пущенный когда-то обозлёнными мусульманами, что караимы - это евреи. Так вот этот ответ на последний вопрос надо искать только в чистой политике.
     Дело в том, что Крым является для всех амбициозных народов и государств очень желанным лакомым кусочком. Так было всегда раньше, так происходит особенно теперь. Поэтому для тех, кто точит зубы на овладение Крымом, коренной народ становится объектом особого внимания. Для решения территориальной проблемы существует всего два пути. Коренной народ вожделенной территории надо либо изжить со свету, если его слишком много или он очень строптивый. Это первый вариант. А второй - народ надо ассимилировать, то есть поглотить. Оба варианта в Крыму уже использовались, применяя эти варианты к каждому народу в отдельности. Ведь в Крыму осталось только два коренных народа (крымчаков теперь в расчёт можно не принимать, потому что их уже почти не осталось): это крымские татары и караимы.
     К крымским татарам царская Россия, овладевшая крымской территорией, применила первый вариант, создав самые настоящие условия геноцида. Начиная с 1783 года, она методично добивалась физического искоренения этого достаточно многочисленного и строптивого народа, отказавшегося принимать рабовладельческие порядки северной империи. Правда, процесс этот оказался непростым, и затянулся до 1944 года. И завершала его уже другая империя - коммунистическая. Но всё имеет свои пределы: империя надорвалась и развалилась. Однако народ-узурпатор-то остался. И он продолжает тужиться, чтоб завершить начатое 220 лет назад. Кажется, скоро и он надорвётся. Ну, туда ему и дорога.
     Что же касается караимов, то их решили поглотить. К началу ХХ века караимов в Крыму насчитывалось порядка 13 тысяч. Но к середине века их уже стало 8 тысяч, а к концу века - всего 2 тысячи. Причем, это всех караимов планеты. А в Крыму живёт всего 800 человек, и численность их неизменно падает. Остальные рассредоточены по Европе, от России до Франции.
     Но зачем же тогда евреям нужны караимы? А затем, чтобы Крым назвать исконно еврейской территорией. Ведь согласно правилу простого силлогизма: если караимы - коренной народ Крыма, и если караимы - это евреи, то, следовательно, получается, что евреи - это коренной народ Крыма. Железная логика! Да, но только всё это - чисто еврейские штучки, рассчитанные на простачков. Этот силлогизм серьёзными людьми не воспринимается. Почему? Да потому, что, следуя этой логике, надо тогда сначала признать всех христиан евреями и лишь затем и караимов до кучи. А этнический фактор вообще не принимать во внимание.
     Таким образом, караимский вопрос в настоящее время является чисто политическим.

     Э.Кудусов


 На главную страницу Хроника и события