Читайте на страницах нашего сайта в рубрике: "Проблемы и дискуссии" статью "Автократия и демократия".

ГЛАВНАЯ

ПРОБЛЕМЫ И ДИСКУССИИ

ХРОНИКА И СОБЫТИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

О НАС

english

В Землячестве крымских татар Москвы

     11 декабря 2005 года состоялось первое после летних каникул расширенное заседание Правления Землячества, на котором присутствовало, кроме четырёх членов Правления пять человек активистов и десять человек гостей, один из которых крымский татарин из Крыма. Три члена Правления отсутствовали по уважительным причинам.
     Председательствующий Э.Кудусов рассказал вкратце о некоторых событиях, произошедших в период между последним и настоящим заседаниями. Это, во-первых, 85-летний юбилей Рефата Фазыловича Аппазова, который был отмечен как в Москве (точнее, в Королёве), так и в Крыму, куда Рефат Фазылович поехал уже после дня своего рождения. О том, как отмечался юбилей в Крыму подробно рассказали писатель Эдем Оразлы, который тоже в эти дни находился в Крыму и участвовал в торжественных мероприятиях, а также и сам Аппазов.
     Затронули также событие чествования памяти Амет-хана Султана, которое организовали дагестанцы в Доме национальностей Москвы. И хоть на это помпезное мероприятие были приглашены и крымские татары Землячества, но лейтмотивом всего вечера, в котором приняло участие более ста человек, звучало всё-таки, что Амет-хан Султан - сын дагестанского народа. На этом вечере в качестве приглашённого присутствовал и Кудусов, который в своём выступлениим в конце торжественной части восстановил справедливость, расставив все точки над i. Он сказал, что все подвиги Амет-хана, о которых здесь много и подробно рассказывали соратники и очевидцы, не идут ни в какое сравнение с его последним подвигом, совершённом уже не в военное время, а после войны, когда только одно упоминание о крымских татарах было смерти подобно. Тем не менее, Амет-хан Султан открыто заявлял, что он татарин и родина его - Крым. Поэтому прижизненный памятник ему как дважды Герою Советского Союза будет стоять не в Дагестане, а в Крыму. И на этом он настоя, несмотря на противодействие как местных, так и высоких властей. "Этот гражданский подвиг я ставлю выше всех его боевых подвигов, совершённых в военном небе", - сказал Кудусов в своём выступлении. И ему никто не возразил. Более того, на банкете после торжественной части многие выступающие подходили к Кудусову с извинениями за "перекос" в сторону дагестанцев, при этом, правда, слегка пожурив за излишнюю резкость выступления. Однако крымские татары, присутствовавшие на этом вечере, с одобрением отозвались на инициативу Кудусова, бурными аплодисментами отреагировав на речь лидера Землячества.




     В заключение на заседании Правления присутствовавшие выслушали отчёт члена Правления, профессора Светланы Михайловны Червонной о Днях культуры крымских татар в Берлине, где она присутствовала в качестве участника мероприятия.
     Все затронутые темы присутствовавшими были встречены с таким интересом, что заседание затянулось с 15 часов до 21 часа.

Обозреватель


     Приложение
     Речь Председателя Правления Землячества крымских татар на банкете в честь 85-летнего юбилея профессора Р.Ф.Аппазова (город Королёв)

<Продолжить>





Крымские татары начали судиться с Украиной

     Крымские татары - уроженцы села Дегирменкой (ныне - с. Запрудное), что под Алуштой, направили обращение в Европейский суд по правам человека, в котором указывают на невозможность потребовать от украинского государства возвращения своей собственности, изъятой в ходе депортации 1944 года.
     В обращении отмечается, что депортированные крымские татары "находятся на своей исторической Родине на положении интернированного (перемещенного населения Крыма Второй мировой войны без права потребовать свою общественную и частную собственность (землю, дома, имущество, скот) перед судом государства Украина, так как нет закона о политической реабилитации депортированного народа и механизма компенсации материального и морального ущерба, нанесенного депортацией".
     Авторы обращения также напоминают, что 9 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказания за него, в которой под геноцидом понимаются "действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую".
     Напомним, что на состоявшейся 9-11 декабря IV сессии IV Курултая крымскотатарского народа было принято обращение к Президенту и Верховной Раде Украины с призывом официального признания и публичного осуждения украинским государством "преступной депортации крымскотатарского народа 18 мая 1944 года и десятилетий его насильственного удержания в местах изгнания, как одного из беспрецедентных в истории человечества актов геноцида". В обращении также отмечается, что украинское государство предпринимает определенные усилия по обустройству возвратившихся на свою Родину крымских татар, однако органы государственной власти Украины "игнорируют важность своевременного принятия политико-правовых актов, направленных на полное восстановление прав крымскотатарского народа". "Прежде всего, Верховная Рада так и не дала должной политической и правовой оценки насильственной депортации 18 мая 1944 года и ее последствиям, которые, безусловно, должны быть признаны актом геноцида крымскотатарского народа, - говорится в постановлении. - Без признания парламентом Украины чудовищных преступлений, совершенных советским режимом против крымскотатарского народа, - актом геноцида, невозможно рассчитывать на восстановление исторической справедливости, морального исцеления нескольких поколений крымских татар от страшного социального потрясения, демократизацию украинского общества".
     Напомним также, что летом прошлого года сход нынешних жителей с. Запрудное принял решение о недопущении проведения в селе встречи уроженцев Дегирменкоя. Крымские татары, проживающие в настоящее время в различных регионах Крыма планировали встретиться у здания бывшей сельской мечети, в котором сейчас размещается школа и офис местной общины пророссийских казаков. Сход жителей села, населенного преимущественно послевоенными русскоязычными переселенцами, был проведен по инициативе ряда депутатов Маломаякского сельсовета, к которому относится Запрудное, и местной казачьей общины. (obkom.net.ua)



Очередное заседание Землячества крымских татар Москвы

     12 февраля состоялось очередное заседание Правления ЗКТ Москвы, на котором присутствовало пять из семи членов правления (А.Адилов, Р.Аппазов, Э.Кудусов, А.Усеинов, С.Червонная), а также секретарь Дацкевич Г.Р. и несколько активистов Землячества.
     Ленур Фазылов, прибывший из Крыма, ознакомил москвичей с некоторыми подробностями состоявшегося в декабре в Крыму Курултая (съезда) крымскотатарского народа. После обсуждения было принято решение подготовить резолюцию для предстоящего Конгресса народов Европы, который произойдет в конце мая 2006 года в Берлине, по Постановлению Курултая о признании актом геноцида депортацию крымских татар 18 мая 1944 года (текст Постановления приведен в приложении). Резолюцию поручили подготовить Э.Кудусову и С.Червонной.
     Во второй части заседания присутствующим были продемонстрированы три видеофильма о Крыме, демонстрация и обсуждение которых затянулось до 19 часов (заседание правления было назначено на 14 часов).




<См. приложение>



На Конгрессе народов Европы

     24 - 27 мая 2006 года в городе Баутцен, что недалеко от Дрездена, - главном населённом центре сорбов, состоялся очередной Конгресс Федеративного союза европейских национальных меньшинств, который проводится каждый год в мае месяце, но всегда в разных местах Европы. Сорбы - это немецкие славяне, немногочисленный народ, живущий на востоке Германии, пригласили в этом году представителей других национальных меньшинств Европы провести Конгресс именно у них, чтобы познакомить остальных европейцев с условиями своей жизни у себя на родине в Саксонии. Так что помимо решения основных проблем ФСЕНМ, участники Конгресса смогли своими глазами увидеть жизнь одного из малочисленных народов Европы.
     Тюрков Крыма (крымских татар и караимов) на Конгрессе представляли в этом году профессор Светлана Червонная и писатель Эрик Кудусов, являющиеся одновременно членами правления Землячества крымских татар Москвы.
     Для крымских татар этот Конгресс имел особое значение, потому что на нём была принята резолюция Курултая крымскотатарскогот народа о признании депортации крымских татар в 1944 году актом геноцида. Обнародование и придание всемирной гласности документа, выработанного на всенародном съезде в Крыму, на столь представительном форуме - это большой шаг в достижении правовой справедливости, которая, наконец, должна восторжествовать в отношении крымских татар. Резолюция была принята единогласно. При этом надо отметить, что процедура обсуждения резолюций, представленных заведомо на Конгресс, обычно затягивается на несколько часов, проходя скрупулёзный анализ и обсуждение всеми участниками европейского сообщества. Однако тринадцатилетнее знакомство ФСЕНМ с проблемами крымских татар позволило без особых проволочек прийти к единодушному мнению столь авторитетного собрания европейских представителей народов.
     Помимо регламентных вопросов на Конгрессе обсуждаются и текущие проблемы. Поэтому удалось сделать сообщение о крымских караимах. Это сделал Кудусов 26 мая на дискуссии о проблемах двуязычия в среде национальных меньшинств. Ниже приводится текст его выступления.



     "Уважаемые дамы и господа!
     Я представляю здесь один из самых малочисленных народов Европы - крымских караимов. Всего на планете их осталось 2000 человек, а на исторической родине, в Крыму, - только 800 человек. Из них 640 человек - пенсионеры преклонного возраста, 60 детей и лишь 100 человек активного возраста. Такая демографическая картина свойственна обычно вымирающему народу. Да, это факт, подтверждаемый и тенденцией численности этноса, - в начале ХХ века караимов было в 10 раз больше. В этой унылой статистике единственным положительным моментом можно назвать лишь чрезвычайно высокий процент людей с высшим образованием. По этому показателю караимы стоят в Крыму на первом месте, опережая евреев и крымских татар, тоже имеющих большой процент высокообразованных людей.
     Однако, переходя к вопросу двуязычия в среде караимов, должен сообщить, что караимский язык - это мёртвый язык, потому что, как это ни парадоксально, но караимы не являются носителями своего родного языка. Они забыли свой язык, переключившись на общение только на русском языке. Как такое могло случиться?
     Причина всему - репрессии, которые обрушились на крымских татар. После поголовной депортации крымских татар из Крыма в 1944 году, крымскотатарская речь исчезла из обихода общения. Под страхом смерти! Уничтожалось всё, что напоминало о крымских татарах. Любой человек, заговоривший по-татарски, вызывал подозрение и мог навлечь на себя беду. Поэтому караимы, родной язык которых почти не отличался от крымскотатарского, из страха подвергнуться репрессиям прекратили общаться на родном языке. Во имя сохранения жизни народ был вынужден отказаться и от своей этнической идентичности, закомуфлировавшись под русских. И так продолжалось на протяжении более чем двух поколений, пока существовал коммунистический режим.
     За это время крымские татары потеряли в изгнании половину своего населения. Караимы этих испытаний не выдержали бы, исчезнув с лица земли в первые же годы высылки. Можно сказать, они пожертвовали языком во имя сохранения этноса. Теперь по прошествии двух-трёх поколений некому обучать детей родному языку, потому что связь поколений прервана. Сейчас караимы восстанавливают этническую культуру, издают учебники по родному языку. Но язык остаётся мёртвым. Крымские караимы говорят между собой только на русском языке.
     А нет языка - нет и народа. Караимы Крыма с прискорбием констатируют, что власти относятся к караимам, как к уже вымершему народу. Не замечают их, как скифов, которых действительно давно нет. Может быть, это естественная реакция окружающих? Ведь крымских татар замечают и признают, прежде всего, потому, что те утверждаются, заявляя о себе на своём родном языке. Однако караимов было слишком мало, чтобы они могли противостоять коммунистическому Молоху, уничтожавшему и более многочисленные народы.
     Я обращаюсь к высокому собранию представителей народов Европы, чтобы вы знали, что крымские караимы - ещё живой народ. И этот народ ждёт от европейского сообщества поддержки и содействия. Ведь караимы - часть этого сообщества.
     Благодарю за внимание".
     На фоне благополучной Европы это выступление произвело на присутствующих очень сильное впечатление. Реакция была моментальная и доброжелательная. Представители местной прессы окружили докладчика, на ходу беря интервью и фотографируя для газет. Один сорб, подойдя, сказал, что их ждёт та же участь: они теряют свой язык и растворяются в немецкой среде. "Но вы это делаете не вынужденно, а добровольно и естественным образом", - был ответ. Книги о караимах после этого выступления были раскуплены у Кудусова в одно мгновение.
     О караимах в Европе вспомнили и ими заинтересовались.



     "Дрезден. Мост через реку Эльбу."



Геноцид глазами крымскотатарских писателей

     Общественная история любого народа и крымских татар в частности, как и любое историческое общественное явление, исследуется историками по документальным источникам. Обычно таковыми являются всевозможные печатные и рукописные свидетельства былых событий (правительственные указы, постановления и другие официальные источники, а также листовки, воззвания, письма, протоколы и т.п. документы, включая и фотографии). Однако эти документы являются предметом внимания лишь очень узкого круга людей, ограниченного сугубо профессиональными интересами. Для основной же массы населения они недоступны в силу своей в первую очередь малой привлекательности. Именно поэтому многие события истории для основной части населения обречены на забвение. Вот почему для преобладающего числа людей главным информативным материалом по истории страны и народа продолжает оставаться художественная литература исторического профиля, которая охотно читается, особенно если писатель умеет увлечь читателя. И от того, насколько подробно и талантливо переданы художником прошедшие события, и зависит полнота и правдивость народной памяти. Более того, истории известны случаи, когда только художественные произведения, передаваемые порой долгое время изустно, оставались единственным историческим источником большого события. В качестве примера достаточно вспомнить произведение Гомера «Одиссея», которое помогло Шлиману открыть и раскопать Трою, долгое время считавшуюся мифическим городом, плодом воображения легендарного сказителя.
     А если обратиться к отечественной истории, то именно «Слово о полку Игореве», являвшееся чисто художественным произведением, позволило впоследствии историкам не только и не столько узнать о вполне заурядном событии – очередной междоусобной стычке, – но главное, показало картину средневековой жизни русско-половецкой верхушки, тесно и неразрывно переплетённой между собой. Ценность данного художественного произведения заключается в том, что оно не ограничилось голой констатацией факта, а нарисовало и живописало историческое событие во всём его эмоционально-духовном многообразии, чего никогда не могла передать обычная летопись, которая обычно являлась основным источником исторической информации.

<Продолжить>



Загубленный талант

     В этом году 18 мая наш народ отмечал трагическую дату – 62-летие репрессивной депортации. Из 240 тысяч депортированных 110 тысяч погибло в первые месяцы пребывания на чужбине. Среди них 70% составляли дети. У оставшихся живых жизнь была исковеркана и поломана. А сколько талантов было загублено! Об одной такой жизни и повествует следующий очерк.

<Продолжить>



ИНТЕРВЬЮ В ЧЕСТЬ 70-ЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ

     Это интервью я дал ровно два года тому назад, когда ещё не имел собственного сайта. Оно было напечатано в газете «Голос Крыма» 14 января 2005 года в №3. Несмотря на приуроченность этого материала к 70-летнему моему юбилею, я его, тем не менее, воссоздаю сейчас, поскольку сведения, изложенные там, во-первых, не утратили своей актуальности, а во-вторых, корреспондент многое из сказанного мною не опубликовал, отредактировав по-своему некоторые мои мысли. В настоящей версии я восполнил эти пробелы. Так что данная версия – не совсем то, что было напечатано в газете и на сайте www.kirimtatar.com. Итак, вот она.

<Продолжить>



"КАРАИМЫ: КТО ОНИ?"

     Лекция на такую тему была организована и прошла 5 марта 2007г в еврейском Центре, что на Марьиной Роще в Москве. А само объявление выглядело так:
     Московский еврейский общинный центр
     приглашает всех желающих в
     клуб любителей еврейской истории
     на лекцию…
     …а дальше пояснялось, что доктор Александр Локшин расскажет об одной из самых загадочных еврейских общин мира (курсив мой).
     Меня, официального представителя караимского народа в Европейском федеративном союзе национальных меньшинств (ФСЕНМ), не могла не заинтриговать как сама постановка вопроса лекции, так особенно формулировка темы лекции, представленная в анонсе.

<Продолжить>



КАРАИМСКАЯ ТРАГЕДИЯ

     В сентябре 2007 года в Крыму состоялась долгожданная научная Конференция, посвящённая проблемам караимов. И хоть мне не удалось на ней присутствовать, но я знаю, что среди прочитанных докладов не оказалось ни одного, который бы затронул главную проблему этого уникального, но, увы, исчезающего народа. Почему-то никто не решился во весь голос заявить, что караимский народ исчезает буквально на глазах современного поколения. Чтобы увидеть это явление, совсем не надо быть специалистом-этнологом. Достаточно ознакомиться со статистикой, которая открыта и известна любому караиму. И, тем не менее, караимы сохраняют олимпийское спокойствие, продолжая обсуждать на конференциях текущие бытовые дела, и не замечая при этом главной проблемы.
     А ведь если демографическая тенденция сегодняшнего дня не изменится, то уже через 2-3 поколения, о караимах люди будут говорить лишь в прошедшем времени. Из 800 караимов, проживающих в настоящее время в Крыму, 640 - люди преклонного возраста. Только 100 человек способны на воспроизводство потомства. И эти сто человек имеют только 60 детей. Такая демографическая статистика, где деторождение не способно компенсировать смертность, очень быстро приведёт к вымиранию народа.

<Продолжить>



Кто готовит революцию в России?

     Призрак революции уже бродит по России. Это теперь видно невооружённым глазом. Так называемые "марши несогласных", прошедшие в начале 2007 года, - всего лишь видимая часть айсберга, которая выявляет скрытое недовольство людей, обманутых существующей властью. Чем же недовольны люди, выходящие на митинги и демонстрации? Кто они и много ли их? Такие вопросы непроизвольно возникают у любого стороннего наблюдателя.
     Должен сразу заметить: волнения народных масс происходят лишь в столицах. Глубинка же по-прежнему молчит в дремоте. Впрочем, так было всегда, и сто и девяносто лет назад и даже совсем недавно. Вопрос здесь другой - насколько всё это серьёзно. И станет ли недовольство определённой группы населения, живущей в обеих столицах, всеобщим явлением. Чтобы это понять, попробуем проанализировать движущие мотивы "несогласных" существующим режимом.

<Продолжить>



Речь по случаю презентации книги Гульнары Абдулаевой

     Дорогие соотечественники и друзья! Сегодня мне представилась возможность сообщить вам о событии, значение которого вы оцените не сразу, а по прошествии не просто лет, а многих лет. Я говорю о рождении писателя. И не простого писателя, потому что вообще писателей у нас много. Но здесь речь пойдёт об особой генерации писателей, о писателях исторического романа. В мире писателей много, даже очень много. Их насчитывают десятками тысяч. А вот писателей исторического романа мы знаем поимённо. Почему? Да потому что их мало. А мало потому, что для того, чтобы стать историческим писателем, необходимо обладать помимо всего прочего ещё и незаурядным воображением, которым наделены от природы далеко не все люди. Ещё великий Эйнштеин отмечал, что хорошему учёному надо иметь незаурядное воображение. Без него он становится просто аккумулятором знаний, но не сможет генерировать новые знания и открытия. Так вот для исторического писателя, который не просто срисовывает с натуры жизнь, преподнося её нам в виде эпистолярного произведения, а домысливает то, чего уже нет давным –давно, иметь хорошее воображение просто необходимо. В противном случае описание получится примитивным и нежизненным, в которое мы, читатели, не поверим.

<Продолжить>



Геноцид и его корни

(сценарий документального фильма)

     Вместо предисловия прилагаем юридическую справку:
     «Под геноцидом в международной практике понимаются любые действия, совершаемые кем бы то ни было с намерением уничтожить национальную, этническую, расовую или религиозную группу, или создать для неё или её части невыносимые условия существования».

<Продолжить>



О перспективах Всемирного Конгресса крымских татар.

     В мае 2009 года в Крыму произошло знаменательное событие - состоялся первый Всемирный Конгресс крымских татар. У человека постороннего, не крымского татарина, такое мероприятие непроизвольно вызовет недоуменный вопрос: почему всемирный, разве крымские татары живут не только в Крыму? А что их заставило покинуть родину и что мешает им вернуться?

<Продолжить>



Европа недвусмысленно намекнула…

     В начале октября сего года собрался очередной Конгресс Федеративного союза европейских национальных меньшинств (ФСЕНМ или FUEN). Казалось бы, явление обыденное, привычное. Ведь конгрессы ФСЕНМ собираются ежегодно вот уже на протяжении 60 лет. И, что характерно, как правило, в тех районах европейских государств, где отмечается скопление национального меньшинства конкретного национального государства. Ну, например, в 2006 году Конгресс состоялся в городе Баутцене, что недалеко от Дрездена, где испокон веков живут немецкие славяне сорбы.

<Продолжить>



Ответы Э.Кудусова на вопросы главного редактора газеты "Голос Крыма"

     Не верится, но Эрику Кудусову исполнилось 75 лет. В такой юбилейный день человек может расчувствоваться, вспомнить былое. О чем думаете, подвижник?
     Дорогой Эльдар! Отвечая тебе на первый вопрос, о чём я думаю в свой 75-летний юбилей, боюсь, что введу тебя в замешательство своим неожиданным ответом. Ведь общаясь со мной, ты привык иметь дело с жизнерадостным и оптимистичным человеком, которого стариком-то называть в его 75 лет язык не поворачивается, потому что он всегда энергичен и смотрит только вперёд, будто ему ещё предстоит прожить целую вечность. Но, увы, я ко всему прочему ещё и философ с трезвым взглядом на историю бытия. И посему на твой первый вопрос отвечаю: «Я жалею, что родился не в том месте и не в то время».

<Продолжить>



ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ

     Господин Президент Российской Федерации, Дмитрий Анатольевич! Обращаюсь к Вам не как частное лицо, а по долгу службы, будучи главой региональной общественной организации РФ «Землячество крымских татар», зарегистрированной Минюстом РФ 11 февраля 1998 года за № 8790.

<Продолжить>



НЕОПУБЛИКОВАННЫЙ ДОКЛАД Э.КУДУСОВА

     Круглый стол по случаю 150-летия отмены крепостного права.
     Говоря об историческом значении реформы 1861 года, проведённой русским императором Александром П, мы должны отметить, что, к сожалению, при всей её видимой и очевидной прогрессивности, эта реформа произошла слишком поздно. Почему? Да потому что эпоха рабства, утвердившаяся на русских просторах с приходом в 862 году норвежского племени русов во главе с Рюриком, затянулась на целых тысячу лет. А этот срок оказался пагубным при формировании менталитета у подвластных славянских племён, настолько сжившихся с рабским положением, что теперь даже по капле невозможно выдавить раба из потомков покоренных русами славян. Следствием такого исторического казуса явилось продолжительное существование на одной территории двух совершенно разных этнических формаций: этноса рабов и этноса господ (лермонтовское «страна рабов, страна господ»). При этом и те и другие назывались русскими, хотя изначально русскими стали называть только рабов русов, то есть покорённых славян. Но со временем этот этноним прилип и к самим рабовладельцам (обычно названия этносам дают их соседи, самоназвания же не остаются в памяти соседних народов).

<Продолжить>



Гумилёв Лев Николаевич

(к столетию со дня рождения)

     1 октября (или 14 октября по новому стилю) 1912 года в Царском Селе родился мальчик, в будущем выдающийся Человек с большой буквы. Его незаурядность можно было бы предсказать уже с детства, потому что родителями его были Николай Степанович Гумилёв, известный поэт и потомственный аристократ, в богатой родословной которого были и князья, и представители духовенства. И мать, Анна Андреевна Ахматова, также известная поэтесса (в девичестве Горенко), которая передала сыну не менее богатый генетический букет интеллектуальных способностей.

<Продолжить>



Открытое письмо коммунисту-мракобесу

(1982)

     Тов. А.Кузьмин!
      Недавно прочитал случайно вашу критическую статью на роман В.Чивилихина «Память», напечатанную в журнале «Молодая гвардия». Статья вызвала у меня сложные чувства, хотя я и не читал романа. Но, как выяснилось, этого совсем и не требовалось, чтобы понять, о чём вы говорите и что хотите внушить читателю. Чивилихин оказался для вас лишь поводом, чтобы в очередной раз высказаться на тему, которая вас, чувствуется, сильно волнует. Правда, из-за излишних эмоций вы так и не смогли членораздельно объяснить читателю, какое кредо отстаиваете. Зато очень хорошо было понятно, что вы отвергаете. Поэтому статья получилась какой-то сумбурной, эмоционально неуравновешенной, с неподобающими учёному выкриками и даже угрозами в адрес своего оппонента. Причём, как ни странно, оппонентом-то оказался вдруг ни с того ни с сего некий Л.Гумилёв, хотя по логике вещей им должен был быть Чивилихин. Но о Чивилихине вы вспоминаете изредка лишь для приличия, чтобы хоть как-то оправдаться перед читателем. Поэтому у меня, читателя, возникло недоумение: «А при чём тут Чивилихин с его романом?»

<Продолжить>



Тезисы доклада на конференции в Португалии

«Национализм в Крыму»

     Крымский полуостров, уже начиная с доантичных веков, оказался для развивающегося человечества местом наиболее благоприятным для проживания. И чем многочисленнее становилось население планеты, тем отчаяннее шла борьба за овладение этим клочком Земли.

<Продолжить>



Из цикла: МЕМУАРЫ ДИССИДЕНТА

Воспоминания о том, как меня «ломали» в советской зоне, и что у них из этого получилось

Предисловие

     Написать такие мемуары мне предлагали давно, ещё в 90-е годы, после выхода на свободу. Но я не в силах был это сделать, обуреваемый эмоциями, которые мешали мне спокойно собраться с мыслями, чтоб последовательно изложить все перипетии пережитых событий. И вот теперь, по прошествии почти 30 лет, я, наконец, решился окунуться в прошлое. Не знаю, что получится. Но откладывать это дело уже нельзя: я не смогу умереть спокойно, не лягнув на прощание ненавистный режим, исковеркавший жизнь не только мою, но и многих миллионов лучших представителей человеческого рода. Если раньше эмоции мне не давали сосредоточиться, то сегодня, когда я обрёл возрастную степенность, эти эмоциональные воспоминания, надеюсь, станут пробуждать во мне только чувства благородного возмездия. Зло не должно оставаться безнаказанным. А советский коммунистический режим – это зло, которое ещё не издохло. При этом хочу предупредить, что предлагаемое чтиво не является художественным произведением, а представляет собой документальное изложение уникальных событий моей жизни.

<Продолжить>



Из цикла: МЕМУАРЫ ДИССИДЕНТА

Мемуары неугодного человека

Пролог вместо предисловия

     Начинать повествование своей жизни я решил не с начала, а с середины – есть такой приём в писательской практике: сперва представиться читателю, а уж потом, заинтриговав его, вернуться к началу.

<Продолжить>



Из цикла: МЕМУАРЫ ДИССИДЕНТА

Мемуары неугодного человека

Мои предки

     Когда хочешь познать конкретного человека, загляни в его родословную, ибо «яблоко от яблони далеко не падает». Поэтому люди обычно начинают знакомиться с интересующим их субъектом сначала с выяснения национальности и сословного происхождения. Так вот я, хоть и пишу и изъясняюсь по-русски, но я по национальности не русский человек. Мои ближайшие предки, как с отцовской стороны, так и с материнской были тюркоговорящими. Но при этом принадлежали к разным тюркским этносам. Отец был крымским татарином, а мать — мишаркой. Оба эти народа жили и живут территориально в Европейской части России. Только мишары обитают севернее крымских татар, в районе правобережья Волги. По своей этнической принадлежности — это типичные угрофинны, то есть европеоиды, ничем не отличающиеся от венгров и финнов. Но при этом говорящие на тюркском наречии. Правда, язык их относится к кипчакской группе тюркских языков, в то время как крымско-татарский — ближе к огузской группе. Так что при общении они, если и поймут друг друга, то с очень большим трудом.

<Продолжить>



Из цикла: МЕМУАРЫ ДИССИДЕНТА

Мемуары неугодного человека

Детство и отрочество

     Итак, весной 1935 года я переехал из Керчи в Севастополь. Этим переездом я сменил не только город, но и семью. И дальнейшие четыре года я провёл безвыездно в севастопольской мечети, моём родном доме, опекаемый и воспитываемый моими бабушкой и дедушкой, которых называл мамой и папой (по-татарски энне и баба). Настоящих же родителей я эти четыре года не видел и не знал.

<Продолжить>



Из цикла: МЕМУАРЫ ДИССИДЕНТА

Мемуары неугодного человека

Прощай, Казань! И надолго.

     Итак, весной, в мае 1953 года я, завершив обучение в десятилетке, после выпускных экзаменов получил аттестат зрелости. К тому времени мне уже было 18 лет. А это значит, что я достиг возраста взрослого человека, когда личность приобретает самостоятельность. Иными словами, отныне теперь уже в основном только я должен был выбирать свою дальнейшую дорогу жизни и нести за неё ответственность. И это я понимал уже. Ведь с тех пор как мама покинула Казань, я был полностью предоставлен самому себе, ведя жизнь независимого человека. Бабушка с моей тётей жили отдельно и со мной общались лишь эпизодически, когда я этого хотел. У них и без меня хватало проблем. Особенно у моей тёти Нурии, которую органы НКВД продолжали держать на коротком поводке. Деньгами на пропитание мама нас с Джавидом снабжала. А мы с братом хоть и жили в одной квартире, но комнаты у нас были отдельные. Так что мы не мешали друг другу. Он ведь тоже, придя из армии, учился, только в музыкальном училище, а потом уже и в консерватории. Но это уже было без меня.

<Продолжить>

      Copyright © 2005.      Сайт "Москва-Крым":  postmaster@moskva-krym.com